Взято с вики, собственный перевод:
VVT-i
VVT-i или Интеллектуальная система регулировки времени открытия клапанов разработана компанией Тойота и схожа по своей сути с системой VANOS от БМВ. VVT-i пришла на смену VVT, предложеннуюТойотой в 1991 на двигателе 4A-GE с 5 клапанами на цилинр. VVT представляла собой гидравлически управляемую двурежимную систему сдвига фаз газоразпределения.
VVT-i, представленная в 1996 году, управляет временем открытия впускных клапанов путем измения передаточного числа между приводом распредвала (ремень, цепь, звездочка) и распредвалом впускных клапанов. Изменение положения распредвала регулируется в зависимости от давления в масляной магистрали. Таким образом, управление интервалом времени между тем, как выпускной клапан еще не закрылся, а впускной уже начинает открываться, позволяет повысить производительность двигателя. VVT-i имела ряд последователей, включая такие системы как VVTL-i, Dual VVT-i, VVT-iE и Valvematic.
Dual VVT-i
В 1998 году на двигателе 3S-GE, установленном на Тойоте Альтеза RS200, была представлена система Dual VVT-i (двойной VVT-i – прим. авт.), регулирующая время открытия как впускных, так и выпускных клапанов.
Dual VVT-i встречается на двигателе V6 от Тойоты нового поколения, 3.5 литровом 2GR-FE, впервые представленном на Авалоне в 2005 году. Сегодня этим двигателем комплектуется значительная часть модельного ряда Тойоты и Лексуса. Благодаря регулированию времени открытия клапанов, пуск и остановка двигателя происходит с минимальной компрессией и соответственно практически незаметно. К тому же, за счет достижения катализатором оптимальной рабочей температуры за более короткое время, значительно сокращаются выбросы углеводородов.
Данной системой также оснащен двигатель Тойоты V8 модели UR. Впоследствии Dual VVT-i стала атрибутом и небольших двигателей, например модели ZR, устанавливаемых на Тойоту Королла и Ссион иксДи, а также двигателей бОльшего объема модели AR, устанавливаемых на Камри и Рав4.
VVTL-i (вкратце)
Управляет не только временем открытия, но и высотой подъема клапанов и временем, в течение которого клапан открыт.
Впервые представлена на Целике в 1999 году с двигателем 2ZZ-GE. Сегодня более не используется Тойотой ввиду несоответствия стандарту Евро 4 по выбросам (оч. жаль - прим. авт.).
VVT-iE (вкратце)
Версия Dual VVT-i, управляемая в отличии от нее не гидравликой, а электромотором (получается самый совершенный вариант, переключение режимов не зависит от типа масла по SAE - прим. авт.).
Разработана изначально для Лексуса и впервые представлена на Лексусе LS 460 2007MY с двигателем 1UR.
Valvematic
Также регулирует время открытия и высоту подъема клапанов. Представлена на Ноа (Noah) в 2007 году и впоследствии на двигателях модели ZR в начале 2009.
----------------------